Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ТУ БИ-ШВАТ ( НОВЫЙ ГОД ДЕРЕВЬЕВ)
 

 
  
 


.... Смысл праздника ТУ- БИШВАТ
------------------------------------------------
Ту-Бишват имеет прямое отношение к законам и заповедям, связанным со Страной Израиля . С 15 швата устанавливает границу, по которой отсчитывают годы возраста дерева и его плодов. Как уже говорилось, в течение первых трех лет нельзя есть плоды дерева, а урожай четвертого года Тора предписывает отвезти в Иерусалим и съесть там (или выкупить его деньгами, которые надлежит доставить в Иерусалим вместо плодов).

15 швата является датой, по которой определяют, к какому году жизни дерева относится плод и какие из земледельческих законов Торы относятся к нему.

Установление 15 швата в качестве «всеобщего дня рождения» всех деревьев можно пояснить таким сравнением. Точно так же обстоит дело со взиманием налогов в любой стране мира: сумма налогов определяется в зависимости от доходов, получаемых в течение года, начало которого и конец отмечаются заранее определенной датой.
====================================================================
======================================================================

...ДЕНЬ ФРУКТОВ
---------------------------

Исторически день Ту-Бишват вышел за пределы системы заповедей, связанных с земледелием в Стране Израиля, и стал днем Страны Израиля, праздником природы Эрец-Исраэль. Можно сказать, что если Девятое ава стало символом опустошения Эрец-Исраэль, то Ту-Бишват стал символом расцвета страны, ее возрождения и заселения, красоты ее природы...

В прежние времена наши предки предпринимали немалые усилия для того, чтобы получить возможность в Ту-Бишват произнести благословение над плодом, выросшим в Стране Израиля. Этот обычай распространен и сегодня, и у евреев, живущих на чужбине, он выражает их солидарность со Страной Израиля. В книге Дварим, в главе 20-й, мы читаем: «Ибо человек – словно дерево полевое» – и всякий плод, происходящий из Страны Израиля, свидетельствует о возрождении в ней еврейской жизни.

Раби Ицхак Лурия Ашкенази (Гаари), наиболее выдающийся из кабалистов города Цфат, установил обычай есть в Ту-Бишват фрукты Страны Израиля – в знак солидарности с праздником деревьев. (Заметим, что в Ту-Бишват не читают «Таханун».) Постепенно этот обычай оформился в некое подобие пасхального седера и даже сложилось некое подобие Гагады этого седера. У многих принято в этот день есть 50 видов различных фруктов.

В Ту-Бишват мы по-праздничному накрываем стол, украшая его лучшими фруктами Страны Израиля, и в особенности – теми, которыми она славится издавна. Мы стараемся раздобыть какой-нибудь плод, который еще не ели в этом году, – чтобы произнести над ним благословение «Шегехеяну». Атмосфера этого дня помогает молодому поколению укрепиться в любви к Стране Израиля и ее природе, указывая на символическую связь народа и его страны. (Талмуд говорит: «Почему Израиль уподоблен оливе? Для того, чтобы ты понял: как олива дает масло только под прессом, так и Израиль возвращается на путь добра только под влиянием страданий», Мнахот, 53).
=====================================================================
=======================================================================

...Посадка деревьев
------------------------------

Если это не год шмита, когда запрещены любые земледельческие работы, то в Ту-Бишват многие жители Израиля отправляются на лоно природы, чтобы сажать деревья: «Все деревья сотворены только для того, чтобы человек наслаждался ими» (Брейшит раба, 13). Хотя тому, кто сажает деревья, не всегда суждено насладиться плодами своего труда. Талмуд (в трактате Таанит, 23) рассказывает:

Однажды шел по дороге Хони-Гамеагель и увидел человека, сажающего рожковое дерево.

– Через сколько лет это дерево принесет плоды? -спросил его Хони.

– Через семьдесят лет, – ответил тот.

– Неужели ты уверен в том, что проживешь еще семьдесят лет и отведаешь его плодов? – удивился Хони.

Но человек ответил:

– Я нашел мир, засаженный рожковыми деревьями;

как мои предки посадили их для меня, так я сажаю для моих потомков.
===========================================================================
===========================================================================

.... КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ТУ БИШВАТ
------------------------------------------------------------------

А. Каббалисты видят связь между человеком и деревом.

1. Каббалисты прослеживают взаимоотношение между Ту Бишватом и Рош Хашаной на шаг дальше. Для них деревья были символами людей, как сказано: "Ибо человек подобен дереву в поле" (Второзаконие 20:19).

2. Наряду с их общей обеспокоенность в осуществлении Тикукун Олам – духовном исправлении мира – каббалисты считают употребление в пищу разнообразных фруктов в Ту Бишват способом улучшения нашей духовности.

3. Более конкретно, они верили в то, что употребление фруктов являлось способом искупления первого греха – съедения плода Дерева Познания в Эдемском Саду.

4. Подобным образом, деревья символизировали то самое дерево – Дерево Жизни, которое несёт в мир божественную доброту и благословение. Для того, чтобы поспособствовать этому потоку и совершить Тиккун Олам, Каббалисты Цфата (шестнадцатого века) создали Седер Ту Бишвата, отдалённо напоминающих Пасхальный Седер. Во время этого Седера следовало выпить четыре бокала вина и съесть много различных фруктов, произнося при этом соответствующие строфы (Более полно это будет объяснено ниже).

5. В частности, каббалист рабби Хаим Витал называет тридцать сортов фруктов, которые он разделяет на три группы, по десять фруктов в каждой, представляющие десять Сфирот в их соответствующих уровнях "Бриа", "Йецира" и "Асийа". К первому уровню он относил виноград, финики, яблоки, пр., у которых мягкая кожура с небольшими косточками, которые можно есть. Второй уровень состоял из маслин, инжира, пр, у которых мягкая кожура, но твёрдые косточки. В третий уровень входили различные сорта орехов, у которых твёрдые скорлупки и твёрдые ядра. Каббалисты считали употребление в пищу плодов деревьев формой искупления первого греха съедения плода Дерева Познания.

Б. Каббалистический Седер Ту Бишвата.

1. Основной концепцией, стоящей за этим ритуалом, является усиление потока Божественных эманаций/благословений в этот мир. Съев различные виды фруктов с правильным намерением, мы усиливаем наделение нашего мира плодородием со стороны божественного Дерева Жизни.

2. Этот ритуал можно встретить в тексте Пери Эц Хадар (Плоды Божественного Дерева), и он во время него следовало съесть три группы плодов, состоящих из десяти видов фруктов и орехов каждая, и выпить четыре бокала вина. Число десять представляет собой десять сфирот (эманаций), посредством которых божественный поток попадает в этот мир. Каждая из трёх групп представляет собой уровень создания.

3. Согласно Каббале, существует четыре мира или уровня создания: Ацилут (эманация), Бриа (Создание), Йецира (формирование), и Асийа (действие – наш мир физической реальности). Мир Ацилут является совершенно духовным и не может символизироваться никаким конкретным образом. Мир Бриа символизируется десятью плодами, у которых нет ни косточек внутри, ни скорлупы снаружи – т.е., которые можно съесть целиком: виноград, финики, яблоки, этрогим (цитроны), лимоны, груши, малина, черника, плоды рожкового дерева и айва (По этой системе, косточки этих плодов считаются съедобными).

4. Мир Йецира имеет косточки внутри, но его наружную часть можно есть. Его десятью плодами являются маслины, инжир, вишни, ююбы (китайские финики), хурма, абрикосы, персики, локвы, сливы и плоды дерева каркас. Мир Ассийа наделён скорлупой снаружи, которую необходимо очистить, а его внутреннюю часть можно сеть. Его десятью плодами являются гранаты, грецкие орехи, миндаль, кедровые орехи, каштаны, лесные орехи, кокосовые орехи, бразильские орехи, фисташки и орехи пекан. Символизм, заключённый в этом, вкратце можно выразить следующим образом: Те части которые можно есть, представляют собой святость, несъедобные часть – например, косточки, представляют собой греховность; а скорлупа служит защитой нежной святости, сокрытой внутри.

5. Сам по себе ритуал состоит из съедения комбинации вышеупомянутых фруктов и орехов, равно как и прочих плодов, не перечисленных здесь, по мере того, как пьются четыре бокала вина.

6. Каждый фрукт сопровождается соответствующей строфой из Библии или цитатой из Талмуда. Последовательность фруктов и орехов варьируется, в зависимости от версии Седера.

7. Каждый из четырёх бокалов наполняется перед каждой последовательностью фруктов, но выпивается только в конце последовательности. Первый бокал наполняется белым вином; после этого красное вино смешивается с белым. Четвёртый бокал, по сути, является красным вином, к которому примешаны несколько капель белого вина. Белое вино представляет собой дремлющую природу, тогда как красное вино представляет собой природу в цвету.

В. Дополнительные каббалистические представления по поводу этого дня.

1. Говоря о "ТОМ САМОМ" дереве, каббалисты называли его Ха-Ху Ита-На-Ла-На Ра-Ба У-Та-Ки-Фа, "великое и могучее Дерево", в котором есть пища для всего (Зохар III 58а), и И-Ла-На Хад Рав-Р"ва И-Ла-А Та-Ки-Фа, "могучее и чудесное божественное дерево", которое обеспечивает пропитание всем живым существам вверху и внизу (Зохар II 58б). Несомненно, здесь мы видим ивритскую версию Космического Дерева.

2. Однако, каким же образом еда связана с Деревом Жизни? Каббалисты полностью выяснили это. Сколько зубов у взрослого человека? Тридцать два. А сколько раз встречается слово Эло-хим (Б-г) при описании Создания в Бытии? Тридцать два. Так, процесс жевания, в котором задействованы тридцать два зуба, происходящий при полном осознании совершаемого, непосредственно связан с полным осознанием, непосредственно связан с Созданием и его продолжением.

3. Эти категории фруктов также могут символизировать три типа межличностных обстоятельств. Вступая в недружелюбную или тревожную атмосферу, человек начинает обороняться, покрываясь бронёй снаружи, как сказано: Скорлупа снаружи, подобно плодам Ассийа.

4. В более дружелюбном, но поверхностном окружении, куда вас принимают с некоторыми оговорками, имеет место более глубокие межличностные отношения и обмен мнениями, даже, в некоторой степени, дружеское общение, но самые личные переживания остаются окружёнными внутренней скорлупой, как у плодов Йецира.

5. Однако, в некоторых, очень особых ситуациях глубокого доверия и близости, самые личные и глубокие чувства раскрываются и делятся с другим; в этот момент общения Я-Ты нет внутренней скорлупы, как у плодов Бриа.
================================================================
==================================================================

БОЛЕЕ ГЛУБОКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ТУ БИШВАТА

А. Ту Бишват высвечивает глубокую связь евреев с Землёй Израиля.

1. Из всех праздников года именно Ту Бишват напоминает еврею о его или её связи с Землёй Израиля, и о том, насколько необычна Земля Израиля. Вот несколько примеров этой концепции.

2. Эта земля превосходит все прочие земли, и более достойна похвалы, чем все прочие земли – Это также истинно в отношении путей Б-га; каждый, кого любят больше остальных, пользуется преимуществом. Поскольку Тора является самой любимой, она была создана раньше всего остального. Поскольку Земля Израиля самая любимая, она была создана раньше всех остальных земель… что же касается всех остальных земель, то в каждой из них есть нечто, чего недостаёт в другой земле. Но в Земле Израиля есть всё, как гласит строфа (Второзаконие 8:9): Земля, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чём не будешь иметь недостатка (Мидраш Сифри, Паршат Эйкев).

3. Земля, избранная для избранного народа – Строфа (Числа 34:2) гласит: Вот земля, которая достанется вам в удел. Б-г говорит: "Земля Моя… и Израиль Мой… будет уместно, чтобы я завещал Мою землю Моим слугам – то, что Моё, завещать Моему" (Мидраш Рабба, Паршат Маасей).

4. Израиль избран, и его земля избрана, как гласит строфа (Тегилим 132:13): Ибо избрал Господь Сион; возжелал его в жилище Себе.. Тора характеризует эту землю, как землю, где течёт молоко и мёд (Второзаконие 6:3)… землю добрую, где потоки вод, источники и озёра выходят из долин и гор… Землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, землю, где масличные деревья и мёд… Землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чём не будешь иметь недостатка. Землю, в которой камни – железо, и из гор которой будешь высекать медь (там же 8:7-9)… Землю с горами и долинами, которая от дождя небесного наполняется водою. Землю, о которой Господь, Б-г твой, печётся; очи Господа, Б-га твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года (там же 11:11-12). С чем её можно сравнить? С царём, у которого есть один сын, которого он любит больше всех остальных сыновей, и у которого есть виноградник, который более ценен, чем все прочие его виноградники. Он говорит: "Я дарую этот драгоценный виноградник сыну, который мне более всех дорог". Подобным образом, Израиль был избран из всех других народов, и Эрец Исраэль была избрана из всех других земель. Пусть же избранный придёт и унаследует избранную долю.

5. Эта земля не похожа на все прочие земля. Все прочие земли иногда могут удовлетворить нужды своих жителей, а иногда не могут сделать это. В любом случае, эти земли всегда подчинялись законам природы. Но Земля Израиля отличается от них! Иногда она приносит обильный урожай, а иногда она проклята. В обоих случаях, её состояние пренебрегает законами природы! Когда она благословенна, то даже если её засадить минимальным числом семян, выросший урожай будет обилен. Может быть не всё будет съедено, но всем будет достаточно пропитания. Но когда она не благословлена, то ничто в мире не заставит её раскрыть свои сокровищницы, ибо она презирает законы природы. Её способность плодоносить не зависит от труда и усилий. Скорее, она зависит от того, благословлена земля или проклята, как гласит строфа (Второзаконие 11:27-2icon_cool.gif: Благословение, если послушаете Мицвот Господа, Б-га твоего… А проклятие, если не послушаете…

6. Опустошение, в котором содержится благословение - Строфа (Левит 26:32) гласит: Опустошу землю вашу. Это, по сути, является положительным качеством, цель которого состоит в том, чтобы Израиль не мог сказать: "Мы были в изгнании с нашей земли, и наши враги пришли и насладились ею". Как строфа (там же) гласит: И изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней – даже враги, которые придут позднее [т.е. после того, как Израиль был изгнан] не найдут удовлетворения в жизни там (Мидраш Сифри, Паршат Бехукотай).

7. Приди и увидь: Несмотря на то, что земля всё ещё проклята, и Б-г всё ещё не освободил Свою землю полностью, и даже несмотря на то, что её враги две тысячи лет разрушали её – сколь сладки её фрукты, сколь прекрасны её ландшафты, сколь приятен её воздух! Такой же, наверняка, она была и в древние времена, до того, как была проклята, и ещё более прекрасной она станет в Грядущие Дни, когда земля начнёт излучать сияние и благословение на своих вернувшихся сынов, во время, когда Б-г полностью вспомнит и освободит сыновей своих, да наступит оно скоро. Сколь великолепны величие, слава и красота, которые отведены для этой земли во времена освобождения!

8. Плоды земли являются вестником освобождения – Рабби Абба учил: Нет более явного освобождения – нет лучшего свидетельства приближающегося освобождения – чем то, о чём говорит строфа (Езекил 36:icon_cool.gif: А вы, горы Израилевы, распустите ветви ваши, и будете приносить плоды ваши народу Моему, Израилю; ибо они скоро придут. Раши объясняет: Когда Земля Израиля начнёт приносить обильные плоды, это является признаком грядущего освобождения, и нет более великолепного свидетельства, чем это (Синедрион 98а).

Б. Ту Бишват – Второй Синай.

1. Второзаконие 1:3 гласит, что последняя значительная речь Моисея, которая составила Книгу Второзакония, началась в первый день Швата. Поскольку традиция гласит, что Моисей умер седьмого Адара, вся Книга Второзакония (Дварим) должна была "рассказываться" между первым днём Швата и седьмым днём Адара. Сама Книга, как это подразумевается в русском переводе, является кратким повторением более ранних разделов Торы. Так, этот период рассматривается некоторыми традициями, как второе дарование Торы, в определённой степени аналогичным Шавуоту. Как книга, так и этот период года, воплощают в себе идею, что есть второй шанс услышать, а затем принять Тору.

2. Этот период является шагом к приветствию и принятию Торы, которая, согласно одной традиции, была, в действительности, добровольно принята еврейским народом в Пурим, неделю спустя завершения этого периода (14 Адара).

3. Однако, этот период также возвращает нас в прошлое. 01 Швата становится чем-то наподобие Шавуота. Шаббат Шира напоминает о пересечении моря; а Пурим, как время освобождения, вызывает в памяти первое освобождение, произошедшее в Песах. Этот период наполнен отголосками воспоминаний.

4. Однако, насколько эти дни выглядят отражением более ранних праздников, настолько они также более человечны в этом отражении, достигая своего пика как в освобождении, так и даровании Торы благодаря человеческим усилиям, как об этом рассказано в истории Пурима.

5. В середине этого периода (как посреди Сада) стоит Тора, как Эц Хаим – Дерево Вечной Жизни, плоды которого мы едим на Ту Бишват, и плоды которого поддерживают нас во все дни наших жизней.

В. Ту Бишват – Эдемский Сад

1. Однажды шёл по дороге Хони и увидел человека, сажающего рожковое дерево. "Через сколько лет это дерево принесёт плоды?" – спросил его Хони. "Через семьдесят лет" – ответил тот. "Неужели ты уверен в том, что проживёшь ещё семьдесят лет и отведаешь его плодов?" – удивился Хони. Но человек ответил: "Я нашёл мир, засаженный рожковыми деревьями; как мои предки посадили их для меня, так я сажаю для моих потомков" (Таанит 23а).

2. Эта история отражает образ деревьев, как символ вечности, ибо они живут вне срока жизни одного поколения людей. В то же время, история показывает, что для людей дети – наши деревья, наш способ достичь вечности. Так, эта история завершает цикл, поскольку родители оставляют дар деревьев своим детям.

3. В Ту Бишват мы возвращаемся в то место, где мы впервые встретились в деревьями – Эдемский Сад. Мы вновь вступаем в гармонию с природой, как это было в Эдемском Саду. Противоречия между людьми и природой устраняются.

4. В Бытии Б-г наказывает нас за вкушение плодов Дерева Познания: "Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от неё во все дни жизни твоей, Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишьсяв землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Бытие 3:17-19).

5. Изначально, в Саду мы были лишь маленькими детьми, не готовыми принять на себя ответственность знания добра и зла. Действительно, после того, как мы вкусили плод Дерева, мы были не способны справиться с этим знанием, так что мы убежали и спрятались. Теперь, пережив цикл праздников со всеми его аспектами, начиная с нашего рождения на Песах, роста на протяжении последующих праздников, мы становимся достаточно зрелыми, чтобы вновь вкусить плоды Дерева Познания.

6. В Ту Бишват мы возвращаемся в Сад, манимые деревьями вокруг нас, указывающими на Дерево Жизни. Мы готовы справиться с ответственностью осуществления Тиккун Олам – духовным исправлением мира, восстанавливая его к его безупречной форме, которую можно встретить в вечном саду, посаженном в Эдеме.

7. Так, раввины говорили: "Если бы в твоей руке был саженец, и тебе бы сказали, что пришёл Мессия, сначала посади саженец, а затем иди поприветствовать Мессию", ибо Ту Бишват поддерживает это видение, вместо терний настоящего мира.
=====================================================
=============================================

... Ту -Би Шват - Новый год деревьев
-------------------------

Но какое отношение этот праздник имеет к нам, людям?

Во многих местах в Священном Писании деревья сравниваются с людьми. Существует объяснение этому сравнению: как за ребенком, так и за деревом необходим тщательный уход с того момента, как молодой саженец посажен в землю и даже еще ранее. И лишь при заботливом, внимательном отношении к нему молодой саженец вырастет могучим деревом, приносящим богатые плоды. Так характер и поведение человека в большой степени зависят от поведения родителей еще до его рождения и от внимания, которое уделялось его воспитанию.

Соблюдение предписанных Торой правил чистоты семейных отношений и верность традиционному еврейскому воспитанию дают родителям высшую радость и наслаждение – чувство гордости за своих детей.

http://www.chassidus.ru/.../15shvat.htm
===========================
=============================
 
be number one