Предыдущая   На главную   Содержание
 
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - ПО МАТЕРИ
 
...В античные времена, еврейство передавалось по отцу как у всех других народов ?
-------------------------------

Это закон Торы и идет от первого еврея и первой еврейки Сары и Авраама. Сын Сары от Авраама- еврей. Сын Агари - неееврейки от того-же Авраама- нееврей.

Более подробно и авторитетно:

" Итак, чтобы доподлинно узнать где же она, правда, начнем наше рассмотрение именно с "жен и многочисленных сыновей праотца Авраама" и посмотрим, "приходил ли Господу в голову женский вариант".

Первой историей в Торе, описывающей процесс женитьбы, является рассказ о том, как Авраам искал жену для своего сына Ицхака. И вот какое указание Авраам дает своему рабу: "Заклинаю тебя Господом, Богом небес и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей ханаанейцев, среди которых живу. Но в мою землю и к моей родне пойдешь, и из нее возьмешь жену сыну моему Ицхаку" (Бытие 24:3).

В противоположность читателю, которому "абсолютно ясно, в результате внимательного чтения Пятикнижия в русском переводе", Господу, видимо, женский вариант все же приходил в голову. Ведь после слов Сары Аврааму "Выгони эту рабыню (Агарь) и сына от нее (Ишмаэля), ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим, с Ицхаком (Бытие 21:10) - говорит Тора - "И сказал Бог Аврааму: все, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее, ибо в Ицхаке наречется род тебе" (Бытие 21:12). "Наречется род" - значит, речь идет именно о наследовании "национальности", избранности - по матери, а не по отцу! И соответственно, через много лет, к. концу жизни, "отдал Авраам все, что у него, Ицхаку. А сыновьям своим от наложниц дал подарки и отослал их еще при жизни своей..." (Бытие 25:6). Где же здесь "мужчина как носитель национальности"?

И в следующем поколении, у Иакова и Эсава, сыновей Ицхака, мы наблюдаем аналогичную картину: "И взял Эсав в жены дочь Беери Хитийца и дочь Эйлона Хитийца (из Ханаанских народов); и были они душевным огорчением для Ицхака и Ривки... И сказала Ривка Ицхаку: ведь если и Яаков возьмет себе жен, как эти, из дочерей народов этой земли, то к чему жизнь? И призвал Ицхак Яакова, и благословил его, и заповедал ему, сказав ему: не бери жены из дочерей Ханаанских. Встань, пойди в Падан-Арам, в дом Бетуэля, отца матери твоей, и возьми себе оттуда жену из дочерей Лавана, брата матери твоей. И Бог Всемогущий да благословит тебя, и расплодит тебя и размножит тебя, и будет от тебя множество народов. И даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю пребывания твоего, которую Бог дал Аврааму (Бытие 26:34, 27:46-28:4).

Короче говоря, значение матери при определении того, кто является продолжателем еврейского народа, ясно высказано в самой Торе, и это вовсе не "изобретение раввинов последующих поколений".

[Национальность по религии]

Однако на самом деле ситуация, конечно, не такая простая. Действительно, Тора не рассказывает нам, как и откуда взяли себе жен сыновья Яакова. Опять же - Моисей женился на Мидьянитянке, царь Соломон взял в жены дочь Фараона (впрочем, добавляет мидраш: "в тот момент, когда взял Соломон в жены дочь Фараона, - спустился с небес ангел и вбил первую сваю в основание будущего города Рима" - т.е. было заложено основание к последующему разрушению Иерусалима и изгнанию Израиля). Да и прабабушкой царя Давида, основателя еврейской царской династии, была Рут-Моавитянка. Как все это согласуется с еврейством по матери?

Начнем рассмотрение с самого начала, т.е. с Авраама. Он является евреем, но не по отцу и не по матери, а по религии. Он стал евреем, поскольку принял на себя служение Всевышнему, иными словами, в современных терминах - "прошел гиюр", Остается ли после этого место для пафоса: "Не могу получить ответ!.. Не могу понять, почему русские или англичане, принявшие иудаизм, считаются евреями? Где правда?!"?

И жену сыну искал Авраам "из своей родни" также, в частности, и потому, что было больше надежд ожидать от нее принятия религии этического монотеизма, провозглашенной Авраамом; девушки же из народов, среди которых он жил, были бы больше подвержены культурно-религиозному воздействию окружающего язычества. В том же аспекте - еврейство через принятие религии - относится и к Ципоре, жене Моисея, и, конечно, к Рут, прабабушке Давида, которая лишь родилась Моавитянкой, но потом стала еврейкой, провозгласив: "Твой народ - мой народ, и твой Бог - мой Бог" (Рут 1:16). Да и само формирование из еврейско-египетских рабов Народа Израиля связано с принятием религии на горе Синай. А потому неразрывное соединение национального и религиозного аспектов еврейства было фундаментом еврейской самоидентификации в течение всех тысячелетий еврейского существования; и сегодня оно продолжает быть естественной нормой в глазах абсолютного большинства еврейского населения нашей страны (не только всех "религиозных" и "традиционалистов", что уже составляет более половины еврейства Израиля, но также и значительной части "совсем нерелигиозных").

При этом, действительно, в древнем мире "мужчина был главой семьи" настолько, что, выходя замуж, женщина обычно автоматически принимала религию мужа. Таким образом, даже если какие-то мужчины-евреи брали себе в жены неевреек, то эти жены автоматически принимали религию мужа, иудаизм, т.е. опять-таки в современных терминах, проходили гиюр. Поселяясь на жительство среди еврейского народа, эти женщины принимали еврейскую веру вместе со всеми ей законами - Субботой, кашрутом в еде, миквой и т. п., поскольку это было нормой жизни. Соответственно, они становились еврейками, и их дети тоже были евреями."

П.Полонский
=====================
=======================
 
be number one